Кабардино-Балкарский Торгово-технологический колледж

menu

Заведующий библиотекой:

Батова Р.Б.

Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства преподавателя.

 

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности.

Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня недостаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов.

Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить 5 ступеней использования компьютера.

 Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки».

Вторая ступень – на данном этапе использования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности.

Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети, педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации.

Четвёртая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью.

Пятая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе.

Но мало кто рассматривает шестую ступень в этой лестнице – это создание собственных ЦОРов преподавателями.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Классификация Цифровых образовательных ресурсов

                 

 

Виды ЦОРов

Существует множество классификаций видов ЦОР, рассмотрим основную. Классификация выделяет четыре направления по образовательно-методическим функциям: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов.

Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.

Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения являются:

учебные раздаточные материалы;

контролирующие и тестирующие материалы;

упражнения;

методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;

стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;

привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Компьютерное учебное пособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей.

Учебно-методические комплексы или УМК дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.

УМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.

Электронные издания контроля ЗУН-ов: сюда могут входить различные тестирующие системы.

 

Требования к ЦОРам

Современные ЦОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
  • основываться на достоверных материалах;
  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
  • обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
  • иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
  • иметь удобный интерфейс.

 

Задачи ЦОР

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

  • помощь преподавателю при подготовке к урокам:
  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
  • эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
  • подготовка творческих заданий;
  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память;
  • помощь при проведении урока:
  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
  • помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  • автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  • помощь студенту в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
  • приобщение студентов к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

 

ЦОРы широко используются в учебных заведениях преподавателями как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу преподавателя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве преподавателя.

Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: преподаватели при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.

Создавая свои ЦОРы или используя уже кем-то созданные, преподаватель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

 


Дата изменения материала: 24.04.2020;